К оглавлению

Эволюция огранки.

Васильев А. В.
Ювелирное обозрение, июнь 2004, стр. 40-41.


Стремление к красоте было свойственно человечеству на протяжении всей его истории. Природный камень сыграл огромную роль в развитии общества вообще, даже дав название «каменному» веку. Способы же использования минералов в качестве украшения, их ассортимент и популярность тесно связаны с доступной на данный момент технологией обработки.

Самыми первыми каменными украшениями были, вероятно, окатанные водой аллювиальные галечки. До освоения технологии совершенной полировки были популярны только ярко окрашенные непрозрачные разновидности минералов – лазурит, бирюза, яшма, жадеит, цветные халцедоны и т. п. Такие материалы как рубин, сапфир или изумруд и, тем более алмаз, скорее всего, тогда вообще не использовались.

Следующим шагом стало уплощение одной из сторон гальки для облегчения её закрепления на поверхности бытовых предметов, оружия или украшений. Так возникла самая примитивная форма огранки, называемая кабошон. В античные времена искусство обработки камня усовершенствовалось: появилась резьба по гематиту и халцедону, началась обработка и прозрачных камней.

Достаточно перевернуть прозрачный кабошон основанием вверх, чтобы убедиться, что так он выглядит лучше – отражает больше света в глаз наблюдателя. Обратите внимание на схожесть формы огранённых камней из регионов с наиболее отсталой огранкой с формой перевёрнутого кабошона. Возникновение огранки плоскими гранями совершенно естественно – огранщики кабошонов знают, что округлую поверхность на камне получить труднее, чем ломаную поверхность образованную плоскими участками произвольной формы. Для огранки действительно плоскими гранями необходим, металлический круг, вращающийся подобно гончарному. Первоначально, расположение граней было случайным и определялось формой исходных кусочков сырья. Критерием же качества огранки являлся внешний вид огранённого камня. Таким образом, методом проб и ошибок для наиболее распространённых минералов были найдены удовлетворительные пропорции огранки. Случилось это задолго до первых попыток математически обосновать такую форму. Однако неправильная форма обломков кристаллов и аллювиальных галек не могла подсказать и сформировать строгий симметричный орнамент граней. Исключением стали удлинённые кристаллы берилла и турмалина, форма которых легла в основу багетных и изумрудных форм огранки.

Эволюция огранки алмазного октаэдра

Как правило, эволюцию огранки плоскими гранями прослеживают на примере алмаза. В действительности же, к тому моменту, когда человеку первый раз пришло в голову сточить вершину алмазного октаэдра, хорошие пропорции огранки других минералов были уже известны. Углы наклона граней октаэдра столь неудачны, что понадобилось отшлифовать и противоположную площадке грань – колету значительного размера, но, и такой камень смотрится неважно. Поэтому огранщики изменяли углы наклона всех граней, а в орнаменте камня появились дополнительные клинья, что сопровождалось уменьшением и постепенным исчезновением колеты. Так родился современный бриллиантовый орнамент граней, в очертаниях рундиста и рисунке которого прослеживался унаследованный от октаэдра квадрат. Эта разновидность огранки называется сейчас антик от латинского слова «древний». Только стремлением придать алмазу форму, подобную другим огранённым камням можно объяснить отрезание вершины и последующие модификации природного октаэдра! Начало огранки алмаза изменило его судьбу. Бриллианты приобрели необыкновенную популярность и высокую цену. С накопления опыта, пропорции камня менялись, и его красота возрастала. Поскольку с течением времени красоте камня стали придавать большее значение, чем его массе, в современной огранке рундист стал совершенно круглым.

Первые попытки рассчитать параметры огранки были сделаны ещё в XVIII веке, а наиболее известной в наше время стала книга Марселя Толковского «Diamond Dezign», увидевшая свет в 1919 г. Хоть и с ошибками, там сделана попытка, математически обосновать удачное решение, которое, к тому времени, уже было найдено лучшими огранщиками на практике. Широкую известность именно этой книги можно объяснить её своевременностью – она появилась, когда общественность была уже готова принять факт, что бриллианты надо гранить только с правильными пропорциями.

Красота и цена или цена против красоты.

Для огранённого камня характерна двойственность, связанная с его использованием. С одной стороны, камень это воплощение красоты и часть ювелирного изделия, главное назначение которого – радовать глаз человека. С другой – материальная ценность, например, способ вложения денег или банковская ценность. Для второго использования сам камень может быть и не нужен – важны лишь документы, подтверждающие его существование с указанием характеристик, определяющих его цену. Часто, возникает необходимость осуществлять торговые операции с камнями, не видя их или людьми, не способными самостоятельно определить их качество. Для этого придуманы специальные системы оценки качественных и количественных параметров камня. В современные системы оценки отдельным параметром входит качество огранки. Может возникнуть иллюзия, что параметры, по которым аттестуют камень, полностью характеризуют его красоту и желательность для потребителя. Конечно, систему этих параметров стараются выбрать так, чтобы они не противоречили грубо потребительским свойствам камня, но и полного соответствия добиться невозможно. Главная же задача системы аттестации – дать простую и общепонятную инструкцию, как ранжировать камни. При этом аттестационные критерии не характеризуют в полном объёме красоту, которая сама по себе является чрезвычайно сложным свойством камня и зависит от слишком большого количества внешних факторов, в том числе, и от субъективного восприятия. Нельзя слепо подчинять красоту цене, или какой либо системе оценки, если только камень не ограняется исключительно для банковских операций. Особенно от этой двойственности страдает красота алмазов. Для нас важнее красота, а искать наилучший компромисс красоты и цены, предоставляем каждому конкретному огранщику в соответствии с его художественным вкусом, совестью, опытом и стоящими перед ним задачами. Сейчас же отметим только четыре случая, когда существующие системы оценки и торговли вредят красоте.

  1. Форма против массы.
    Внешний вид огранённого камня

    Совокупность красоты, редкости и долговечности определяет притягательность камня и его цену. Требования же, предъявляемые к красоте огранённого камня, менялись в соответствии с изменением технологии огранки и результатами, которые она позволяет достигать. Пока люди не научились обрабатывать камень, его красота определялась только цветом и размером (массой). С началом обработки большую роль приобрела форма, придание камню которой неизбежно сопровождается потерей его массы. Особенно важную роль форма стала играть при огранке прозрачных камней. Исторически сложилось, что в тех регионах, где сильно отстала технология огранки, для огранщика главным является сохранение массы камня. В странах же с развитой технологией огранки, приоритетна правильная форма. Очевидно, что роль правильной формы камня и вытекающей из неё красоты будет, со временем, только расти.

  2. Масса против размера.

    Большой по линейным размерам камень радует глаз больше, чем маленький. Но люди привыкли покупать товар на вес. Так обычно поступают и с картошкой и с драгоценными камнями. Однако вес камня не определяет однозначно его видимый размер. Так круглый камень, огранённый в стране с развитой технологией огранки, при том же диаметре рундиста, т. е. видимом размере, будет легче, но красивее камня огранённого в Юго-восточной Азии. К сожалению, некоторые огранщики изготавливают камни, заботясь только о сохранении веса камня, не принимая во внимание его красоту. Получается более тяжёлый, следовательно, дорогой и менее красивый камень. Таким образом, за меньшую красоту потребителю приходится платить больше денег! Такой подход распространён в тех странах, где камни гранят плохо, и поэтому, продают их как некоторое вещество – на вес (могут насыпать в один мешок 100 и более камней). Цена огранённого камня там мало отличается от цены сырья, из которого он сделан. Таким образом, камни продают на вес не потому, что вес является лучшей количественной характеристикой товара, а потому, что так проще всего измерить его количество, а также в силу сложившихся традиций.

  3. Дискретность прейскурантов.

    Цену камня в торговле помогает определить прейскурант, представляющий собой таблицу, в которой в качестве заголовков граф отложены параметры камня разбитые на конечное число интервалов. Цена камня при переходе через границу интервалов меняется скачком. Например, для всех прейскурантов цена камня весом 0,99 карат значительно меньше, чем камня весом 1,01 карат. Но ведь, если огранка этих камней одинакова, их невозможно визуально отличить друг от друга! Огранщик, обеспокоенный ценой, ограняя камень, размер которого примерно соответствует каратному камню, для получения большей выгоды будет обрабатывать его с нарушением наилучших пропорций, причём, чтобы не промахнуться, он постарается сделать это с запасом, поэтому красота камня может сильно пострадать. Такая же ступенчатость наблюдается и для других параметров оценки.

  4. Консерватизм формы.

    Системы оценки качества огранки для алмазов, как правило, принимают в качестве эталонного решение, приведённое Толковским, которое является хорошим, но не лучшим для конкретного ювелирного изделия. В качестве стандартных принят очень ограниченный набор возможных орнаментов граней, поэтому огранка более красивого камня с другими параметрами может привести к падению его стоимости. Нестандартные огранки, даже более красивые, рынок принимает неохотно, хотя ювелиру, для реализации его идей могут понадобиться камни именно нестандартных форм и орнаментов.


К оглавлению Гостевая книга